АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (АООП ООО) для обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР, парциальные нарушение когнитивных функций)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №80»

СОГЛАСОВАНО
с педагогическим советом
Протокол от 30.08.2017 № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 01.09.17 №465/4

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(АООП ООО)
для обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР, парциальные нарушение когнитивных
функций)
на 2017-2022 учебный год

1

СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………..…...…3
2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего
образования .................................................................................................................................................. 8
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего
образования………………………………………………………………………………………….......11
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
1. Программа формирования универсальных учебных действий ………………..15
2. Рабочие программы учебных предметов, курсов ………………..15
3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся ………………..15
4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни……………………………………………………………………………………………………15
5.Программа коррекционной работ…………………………………………………………………..15
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
1. Учебный план основного общего образования ……………….22
2. План внеурочной деятельности ……………….22
3. Календарный учебный график ……………….23
4. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы ……………..23
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Приложение 1. План реализации программы коррекционной работы
Приложение 2. План внеурочной деятельности на учебный год
Приложение 3. Рабочие программы курсов коррекционно-развивающей области

2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
1.Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) основного общего
образования (далее - ООО) обучающихся с задержкой психического развития, тяжелыми
нарушениями речи, парциальными нарушениями когнитивных функций (далее ОВЗ) Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения « Средней общеобразовательной школы № 80 »
г. Северска (далее - Школа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности
обучающихся с задержкой психического развития, с учетом образовательных потребностей и запросов
участников образовательных отношений.
АООП ООО ОВЗ Школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:




Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,



СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011,
25.12.2013, 24.11.2015),



СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»,
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26,



Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009
№373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),



Уставом школы,



С учетом основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ
№ 80»










АООП ООО для обучающихся с ОВЗ Школы представляет собой комплекс взаимосвязанных
программ, каждая из которых является самостоятельной составляющей обеспечивающей духовнонравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития
обучающихся начального общего образования.
Реализация АООП ООО для обучающихся с ЗПР, ТНР и парциальными нарушениями когнитивных
функций предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать индивидуальные возможности на основе особенностей психофизического развития, что
поможет обеспечить социальную адаптацию и коррекцию нарушения развития обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Цель АООП ООО для обучающихся с ОВЗ Школы: создание условий для освоения содержания
образования, обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником школы целевых
установок, знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными
потребностями и возможностями учащихся, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья.
Задачи, реализуемые на уровне ООО:


Создание условий для адаптации обучающихся при переходе с начальной школы обучения на
обучение в основную школу;

3











Создание условий для успешной самореализации обучающихся в различных видах
познавательно-образовательной деятельности;



Формирование и развитие познавательных интересов обучающихся, навыков самообразования,
повышение мотивации обучения;



Создание условий для достижения обучающимися уровня функциональной грамотности,
обеспечивающего готовность человека к решению стандартных задач в различных сферах
жизнедеятельности;



Развитие индивидуальных способностей и склонностей обучающихся по основным учебным
предметам;



Освоение активных форм получения и использования информации;



Организация профессиональной ориентации девятиклассников с ОВЗ;



Диагностика развития индивидуально-личностных особенностей с целью создания условий для
выбора дальнейшего образовательного маршрута.






В основу формирования АООП ООО для обучающихся с ОВЗ программы положены следующие
принципы:















Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся;



Учет типологических, психофизиологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;



Коррекционная направленность образовательной деятельности;



Развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей
обучающегося;



Онтогенетический принцип;



Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного
потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей, обучающихся;



Принцип преемственности;



Принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие
предмета, а понятие предметной области);



Принцип амплификации- обогащения и переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации,
что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;



Принцип сотрудничества с семьей.

АООП ООО для обучающихся с ОВЗ разработана с учетом психолого-педагогической
характеристики обучающихся с ЗПР, ТНР, парциальными нарушениями когнитивных функций.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные
ПМПк и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация
к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или
невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того,
излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря
на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. Обучающемуся с ЗПР необходим
хорошо структурированный материал. Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное
на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного материала. Важно, чтобы школьники через
выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои
4

возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим
желание учиться.
Дети с ТНР - это категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен
интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие –
затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения,
недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и
письма.
Когнитивные функции – это наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых
осуществляется процесс рационального познания мира. К таким функциям относятся память,
внимание, психомоторная координация, речь, гнозис, праксис, счет, мышление, ориентация,
планирование и контроль высшей психической деятельности.
В основу реализации АООП ООО для обучающихся с ОВЗ заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и личностного развития
на основе успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне образования, и жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности. Это дети со сниженной памятью,
интеллектуальной работоспособностью.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей,
обучающихся с ОВЗ. Выделяют общие образовательные потребности для всех обучающихся с ОВЗ и
особые для обучающихся с ЗПР, ТНР и парциальными нарушениями когнитивных функций.
К общим образовательным потребностям, обучающихся с ОВЗ относятся:










получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного
нарушения развития;



выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность
между дошкольным и школьным этапами;



получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего
или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;



обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;



психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками;



психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;



постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
Учащиеся с задержкой психического развития обучаются по общеобразовательным программам
массовой школы.
Учебный план обучающихся с задержкой психического развития составлен с учетом решения двух
основных задач:






гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей;



упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;



организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающихся с ЗПР («пошаговым» предъявлении материала, дозированной при помощи
взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих общему
развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;

5








развитие познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ как основы компенсации,
коррекции и профилактики нарушений;



постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении
и совершенствовании освоенных умений;



необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;



постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;



обеспечение взаимодействия семьи и учреждения для формирования социально активной
позиции, нравственных и общекультурных ценностей.



В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков
их психического развития, а также восполнения пробелов в знаниях предусмотрены коррекционные
групповые и индивидуальные занятия с психологом не менее 1 часа в неделю.
Для учащихся, которые имеют специфические речевые нарушения, организуются занятия в школе по
логопедии.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР.
В структуру особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР входят, с
одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для детей с ТНР.
К общим потребностям относятся:
-

получение специальной помощи средствами образования;

-

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
педагогами и соучениками;

-

психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;

-

необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и
специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию

-

«обходных» путей обучения;

-

индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья;

-

следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной
среды;

-

необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения
социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР
относятся:
выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска
(совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на
этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением
перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и
школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное
преодоление отклонений речевого и личностного развития;

6

- получение образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени
выраженности его речевого недоразвития;
обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого как через содержание предметных и коррекционно- развивающей областей и
специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе
обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и
коррекции этих нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе
комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации
первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности,
соматического здоровья
В целях ликвидации пробелов в знаниях учащихся учителя-предметники должны осуществлять
индивидуальный подход к учащимся на уроках. При этом должны учитываться рекомендации
психолога, учителя-логопеда, классного руководителя об особенностях развития, организации
познавательной деятельности школьника. Включать в уроки задания развивающей направленности.
Особые образовательные потребности детей с парциальной несформированностью когнитивных
функций.
Детям с парциальной несформированностью вербального или вербально-логического
компонента при обучении необходимо:
-

-

-

большее количество помощи при усвоении нового материала;
наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
значительное число повторов, необходимость постоянной актуализации знаний, умений и
одобряемых обществом норм поведения;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации
взаимодействия с действительностью;
возможность практического использования новых знаний;
систематический контроль взрослых качества их использования;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании
окружающего мира и во взаимодействии с ним;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной
саморегуляции
в
условиях
познавательной
деятельности
и
поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм
коммуникации
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально
одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
7

АООП ООО для обучающихся с ОВЗ предусматривает различные варианты специального
сопровождения обучающихся данной категории:





обучение в общеобразовательном классе по АООП ООО обучающихся с ОВЗ;



обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной
формы обучения;



организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения
Школы.

АООП ООО для обучающихся с ОВЗ содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая
участниками образовательных отношений- 20% от общего объема Программы.
Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников образовательных
отношений):





с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного
процесса в Школе;



с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АООП ООО,
установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Школы.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися
АООП ООО
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП ООО обучающихся с ОВЗ (далее Планируемые результаты) соответствует ООП ООО Школы.
Планируемые результаты освоения АООП ООО для обучающихся с ОВЗ дополняются результатами
освоения программы коррекционной работы.
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне основного
общего образования для обучающихся с ОВЗ по АООП ООО, соответствуют ООП ООО Школы. В
учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты основного общего
образования для обучающихся с ОВЗ по АООП ООО, включаются программы курсов коррекционноразвивающей области.
Структура планируемых результатов АООП ООО соответствует ООП ООО Школы.

Структура планируемых результатов АООП ООО дополняется Планируемыми результатами,
характеризующие личностное развитие обучающихся, коррекцию в психофизическом развитии:





содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,



оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая диагностика),



объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений
развития.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП ООО
соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП
ООО Школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО дополняются требованиями к
результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей
области).
8

Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционно-развивающей области)
должны соответствовать требованиям:

1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению
«Медицинская коррекция и реабилитация»:
















Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в
физической нагрузке, в приѐме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.



Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях
(очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место,
специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки и др.).



Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к
окружающей среде.



Понимание ребѐнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это
нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и
обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас
фраз и определений.



Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю
(работнику школы) необходимость связаться с семьѐй для принятия решения в области
жизнеобеспечения.



Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.



Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные
повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих
возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней
жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.



Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве
школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий.
Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное
участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребѐнка в этом направлении.



Стремление ребѐнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других
мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.

1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»:








Развитие у ребѐнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.



-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и
метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных
отношений.



Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности.



Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.

9






Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.



Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.



Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о
специальной помощи.

1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:







Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности,
устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями,
такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная
отгороженность.



Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования
на отношение к нему окружающих.



Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять
ими.



Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием,
регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.

1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению:
«Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:






Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.



Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели.



Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор.



Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение
получать и уточнять информацию от собеседника.

1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений речи»:








Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную,
невербальную) как средство достижения цели.



Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом.



Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.



Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.



Автоматизация поставленных звуков.



Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению
«Коррекция нарушений чтения и письма»:
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском
языке из слов, не имеющих семантической значимости.






Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.



Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.



Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.



Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.

Программа коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении АООП ООО,
составляется в соответствии с рекомендациями ИПР (в разделе: «Мероприятия психологопедагогической реабилитации»).
10

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются
применительно к каждому обучающемуся с ОВЗ в соответствии с его потенциальными возможностями
и особыми образовательными потребностями.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных
учебных действий» АООП ООО, ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся» соответствуют ООП ООО Школы.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП ООО по учебным предметам
соответствуют ООП ООО Школы.
3.Система оценки достижения планируемых результатов
освоения АООП ООО
Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов АООП ООО (далее —
Система оценки) соответствует ООП ООО.
Обучающиеся с ОВЗ имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в
иных формах (в соответствии с особенностями обучающегося с ОВЗ). Основными направлениями и
целями оценочной деятельности являются оценка образовательных достижений обучающихся с ОВЗ и
оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные
данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система
оценки достижения обучающимися с особыми возможностями здоровья планируемых результатов
освоения АООП ООО призвана решить следующие задачи:







закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;



ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся с ОВЗ, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование универсальных учебных действий;



предусматривать оценку достижений обучающихся с ОВЗ и оценку эффективности деятельности
образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений
обучающихся с ОВЗ и развития жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с ОВЗ в овладении АООП ООО являются значимыми для оценки
качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов
целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом
типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с ОВЗ; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с
ОВЗ; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания
АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП ООО Школы, используется метод
экспертной оценки (заключения специалистов ПМПк) на основе мнений группы специалистов
школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), работающих с ребенком.
Планируемые результаты освоения АОП ООО обучающимися с ТНР.

Требования к результатам освоения обучающимися АОПООО (личностным, метапредметным,
предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС
ООО и результатам освоения федерального компонента государственного стандарта.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АОП ООО дополняются результатами
освоения программы коррекционной работы.
Результатами освоения обучающимися с ТНР программы коррекционной работы
включают группу специальных требований:
11

- овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и
предметно-практической деятельности;
- овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся
противопоказаний и ограничений Требования к результатам коррекционной работы по
преодолению нарушений устной речи,
преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов
звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; умение
правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую структуру слов как
изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие, дифференциация, осознание
и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;
- умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение
правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения,
интонационной
интенсивности;
минимизация
фонологического
дефицита
(умение
дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим
признакам); умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения
и слова;
- практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;
сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы
слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение
связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей
коммуникативную функцию;
- сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;
сформированность
психофизиологического,
психологического,
лингвистического
уровней,
обеспечивающих овладение чтением и письмом; - владение письменной формой коммуникации;
позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в
коммуникации, как основного средства человеческого общения.
Результаты освоения обучающимся с ТНР программы коррекционной работы проявляются в
следующих достижениях:
-

имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные),
пространственные, социальные представления;

-

проявляет познавательный интерес, познавательную активность;

-

проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и
бытовых ситуациях);

-

умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; способен к проявлению
социальной активности;

-

способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости; способен проявлять
настойчивость в достижении цели;

-

способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с возрастом);

-

знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся
противопоказания и ограничения.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся.

12

Ожидаемые конечные результаты:
-

Обеспечение качественного, вариативного образования для обучающихся с ТНР.

-

Достижение стабильных и высоких показателей коррекционной работы (снижение количества
дисграфических, дислексических ошибок в письменной речи, развитие связной речи
(монологической, диалогической).

-

Подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации.
Успешная социализация, профессиональное определение детей с ТНР.

Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатовосвоения
программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для
обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые,
индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в области
общеобразовательной подготовки.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП
ООО соответствуют ООП ООО. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт
специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания,
лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты в рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, еѐ
географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и
общества; знание истории и географии Вологодской области, ее достижений и культурных традиций;
• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации
России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в
правовом пространстве государственно-общественных отношений;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций,
культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений
и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

13

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание
основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других
людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании
моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных
компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодѐжных общественных
организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников
в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно
полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учѐтом конкретных социально-исторических, политических
и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств
ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
14

поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями
и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
1. Программа формирования универсальных учебных действий АООП ООО обучающихся
с ОВЗ (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП ООО Школы.
2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности
соответствуют ООП ООО Школы.
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
соответствует ООП ООО Школы.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни соответствует ООП ООО Школы.

15

5. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной
поддержки (сопровождения) освоения АООП ООО обучающимися с ОВЗ.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями:








Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,



СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011,
25.12.2013, 24.11.2015),



СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся
с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,



Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009
№373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),



Уставом Школы,



а также с учетом опыта работы Школы по данной проблематике.






Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты
специального сопровождения детей с ОВЗ:





обучение в общеобразовательном классе по АОП;



обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или)
дистанционной формы обучения;



организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами
сопровождения Школы.

Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебно-образовательного процесса:





через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и
дифференцированный подход, поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к
школьному обучению);



в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в форме
специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психологическая
коррекция познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социально-психологических
проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, препятствующих
полноценному усвоению программы по всем предметным областям);

16



в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся
обязательна организация специальной поддержки коллектива педагогов, родителей,
обучающихся, ребенка с ОВЗ (помощь в формировании адекватных отношений между ребенком
с ОВЗ, одноклассниками, родителями, педагогами; работа по профилактике внутриличностных
и межличностных конфликтов в классе/Школе); степень участия специалистов сопровождения
Школы варьируется по необходимости.

Целью программы коррекционной работы является создание условий для оказания комплексной
помощи обучающимся с ОВЗ (ЗПР, ТНР, парциальные нарушение когнитивных функций) в
освоении ими ООП ООО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии
обучающихся, социальной адаптации.

Задачи программы:












своевременное выявление детей с ОВЗ;



определение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории обучающихся
с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и речевом развитии;



определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными
особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;



создание условий, способствующих освоению рассматриваемой категории обучающихся АООП
ООО, их интеграции в Школе;



осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
категории обучающихся с учѐтом особенностей их психического, речевого и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей;



организация индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего воздействия
(занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического
развития, оказанию помощи в освоении АООП ООО;



разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости и по согласию
родителей (законных представителей));



реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;



оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей
указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.





Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать проблему обучающегося
с максимальной пользой и в его интересах.

17









Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития
и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть
единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность
действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех
участников образовательной деятельности.



Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к еѐ решению.



Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения
образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или)
психическом развитии.



Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей
с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации,
осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).

Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в
соответствии с рекомендациями ПМПк, ИПР. Помимо психологической коррекции
познавательных
процессов,
эмоциональных
нарушений,
социально-психологических
проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма.
Этапы реализации программы коррекционной работы:
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результат:
оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определение специфики
и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет
соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и
кадровой базы организации.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская
деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционно-развивающей
направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и
выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным
потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результат:
внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка
условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Программа коррекционной работы Школы включает взаимосвязанные направления, которые
отражают еѐ содержание:






диагностическая работа;



коррекционно-развивающая работа;



консультативная работа;



информационно-просветительская работа.
18

(План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.)
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ОВЗ,
проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи в условиях Школы.
Диагностическая работа включает:












раннюю (с первых дней пребывания, обучающегося в Школе) диагностику отклонений в
развитии и анализ причин трудностей адаптации;



комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической
информации от специалистов Школы;



определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
выявление его резервных возможностей;



изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей,
обучающихся;



изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка;



изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;



системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой
развития ребѐнка;



анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и
коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям,
способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:











выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и приѐмов
обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;



организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих
занятий специалистов);



системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных
действий и коррекцию отклонений в развитии;



коррекцию и развитие высших психических функций;



развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории, обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;



социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам
19

реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:






выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;



консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных
методов и приѐмов работы с обучающимся;



консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов
коррекционного обучения ребѐнка.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по
вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории
обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как
имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:





различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;



проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий, обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.

Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной поддержке)
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Школе
обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагогов- психологов,
учителей-логопедов) и школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк), которые входят в его постоянный состав. Школьный ПМПк является основным
механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав ПМПк ежегодно утверждается
приказом директора Школы.

Основные требования к условиям реализации программы:






психолого-педагогическое обеспечение;



программно-методическое обеспечение;



кадровое обеспечение;



материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение





обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР;



обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
20

технологий, в том числе информационных, компьютерных для
образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);







оптимизации



обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач
обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание
обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребѐнка,
отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных
образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые
образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное
обучение с учѐтом специфики нарушения развития ребѐнка; комплексное воздействие на
обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных
занятиях);



обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных
и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических
правил и норм);



обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с
нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;



развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.

Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:







адаптированные основные общеобразовательные программы начального и основного
общего образования,



коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности
учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда,



в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического
развития по индивидуальному учебному плану - использование адаптированных
общеобразовательных программ.

Кадровое обеспечение
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации,
имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую
профессиональной подготовку.
В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога. Уровень
квалификации работников образовательного учреждения соответствует квалификационным
характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими
нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического
коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников образовательных
учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.
При необходимости в процесс реализации АООП ООО для обучающихся с ОВЗ Школа может
временно или постоянно обеспечить участие тьютора, который должен иметь высшее
профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
либо по одному из его профилей (специальностей), или пройти курсы переподготовки по
соответствующей программе, и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
21

Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материальнотехнических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или)
психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в
Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить
адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:





наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)



наличие кабинета для логопедических занятий (1)



Подробно материально техническое обеспечение представлено в ООП ООО

Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам
информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических
пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий,
мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
1. Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня содержания
образования - достижение личностных, метапредметных, предметных результатов АООП
ООО.

2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического
развития (уровень жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ).
3. Социальная адаптация обучающихся.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы конкретизируются в
программах обязательных коррекционно-развивающих курсов. Рабочие программы курсов
коррекционно-развивающих занятий АООП ООО вынесены в Приложение 3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
1. Учебный план АООП ООО
Учебный план АООП ООО для обучающихся с ОВЗ (обязательные предметные области учебного
плана и учебные предметы) соответствуют ООП ООО школы.
1. План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности АООП ООО для обучающихся с ОВЗ разработан на основе
следующих нормативно-правовых документов:






Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,



СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с
изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),



СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным образовательным программам для
22

обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,


Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки
РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,

31.12.2015),


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом
Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.

План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения АООП основного общего образования и обеспечивает реализацию
индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их
родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 5-8 классов организуется в объеме до 10 часов в
неделю по следующим направлениям:







спортивно-оздоровительное



общекультурное



общеинтеллектуальное



духовно-нравственное



социальное.

План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО для обучающихся с ОВЗ (кроме
коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП ООО школы.
Для обучающихся с ОВЗ обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционноразвивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП ООО,
обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на
коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную
деятельность. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе
рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую
область, ООП ООО определяет Школа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область (до
10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения.
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям (включая коррекционноразвивающую область) с указанием формы организации, названия, количества часов на каждый
класс на текущий учебный год в Приложении 2.
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП ООО вынесены в
Приложение 3
2.Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП ООО школы.

3.Система условий реализации АООП ООО
23

Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов
федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработана и реализуется мониторинга метапредметных универсальных учебных действий (УУД)
на уровне основного общего образования (данную работу проводит педагог-психолог совместно с
учителями предметниками).
Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения по учебным предметам,
курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Организационно-содержательные условия
В рамках МО учителей основной школы на заседаниях рассматриваются различные вопросы
реализации АООП ООО для обучающихся с ОВЗ, работа по самообразованию педагогов
планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебновоспитательного процесса.
Проводятся школьные семинары для учителей основной школы, в рамках которых учителя дают
открытие уроки по разным учебным предметам с использованием личностно-ориентированного,
деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная модель
наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут принимать участие все
педагогические работники учреждения (учителя, учитель-логопед, педагог-психолог,и др.),
происходит оптимизация внутренних ресурсов школы.
Кадровые условия
Учителя-предметники, специалисты имеют высшее профессиональное образование, планово
поэтапно проходят курсовую переподготовку на базе ТОИПКРО.
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений на уровне начального и основного общего образования в рамках школьного ПМПк,
педагог-психолог, учитель -логопед. Организовано взаимодействие со специалистами ТПМПК.

Материально-технического условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материальнотехнических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или)
психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в
Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить
адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:




наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)



наличие кабинета для логопедических занятий (1)

Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений
(специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики,
трекболы, сенсорные планшеты).
Реализация АООП ООО требует обеспечение оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений в соответствии с Федеральными требованиями в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства
образования и науки РФ от 04 октября 2010г. №986).
В МАОУ «СОШ № 80» создаются необходимые условия для качественной организации учебновоспитательного процесса и реализации концептуальных положений развития школы.
Материально технические возможности прописаны в ООП ООО.
Совершенствуется информационно-техническая база школы, создаются санитарно-гигиенические
условия обучения, воспитания, развития.
24

Наличие общей локальной сети: имеется
Наличие спортивного оборудования (в соответствии с требованиями учебного
процесса) соответствует, его состояние удовлетворительное.
Приложение 1
План реализации программы коррекционной работы
Цель

Содержание
деятельности

Формы и методы
работы

Сроки

Ответственный

Диагностическое направление
Своевременное
выявление детей,
нуждающихся в
специализированной
помощи, определение
характера и объема
затруднений в
освоении
конкретными
обучающимися
образовательной
программы

Выявления
обучающихся с
особыми
образовательным
и потребностями

Стартовая
психологомедикопедагогическая
диагностика

Сентябрь

Специалисты

Направление на
ПМПК

Подготовка

Сентябрь, май
и/или по
необходимост
и

Специалисты,
учителя,
ведущие
коррекционны
е занятия,
классный
руководитель

По итогам 1,2
полугодия в
рамках ПМПк

Специалисты,

необходимой
документации

Мониторинг
динамики
развития
обучающихся,
успешности
освоения
программы
обучения

Анализ

Проектирование и
корректировка
коррекционных
мероприятий

Анализ
результатов
первичного и
промежуточного

результатов
деятельности

По четвертям

обучающихся,
успеваемости

исследования

Сентябрь,
январь, май, и
по
необходимост
и

учителя,
классный
руководитель

Специалисты,
учителя

Коррекционно-развивающее направление
Обеспечение
своевременной
специализированной
помощи в освоении
содержания
образования и
коррекции
недостатков в
познавательной и

Выбор и
разработка
оптимальных для
развития ребенка
с ОВЗ
коррекционных
программ,
методик и
приемов обучения

Разработка
программы
сопровождения

Сентябрь

Специалисты,
учителя

25

эмоциональноличностной сфере
детей с ОВЗ

в соответствии с
его
образовательным
потребностями
Организация и
проведение
специалистами
индивидуальных
и групповых
коррекционноразвивающих
занятий,
необходимых для
преодоления
нарушений
развития и
трудностей
обучения

Реализация
групповых
коррекционноразвивающих
программ

Системное
воздействие на
учебнопознавательную
деятельность
ребенка в
динамике
образовательного
процесса

Занятия

Развитие
эмоциональноволевой и
личностной сферы
ребенка,
психокоррекция
его поведения

Сентябрь-май

Специалисты

В течение года

Специалисты,
учителя

В течение года

Специалисты,
учителя

(перечень курсов
коррекционноразвивающей
области)

Индивидуальные
занятия и
консультации

Консультативное направление
Обеспечение
непрерывности
специального
индивидуального
сопровождения детей
с ОВЗ и их семей по
вопросам реализации
дифференцированны
х психологопедагогических
условий обучения,
воспитания,
коррекции, развития
и социализации
обучающихся

Консультирование По запросам
специалистами
педагогов по
выбору
индивидуально
ориентированных
методов и
приемов работы с
обучающимся с
ограниченными
возможностями

В течение
учебного года
согласно
графику
консультаций

Специалисты,
учителя

Консультативная
помощь семье по
выбору стратегии
воспитания и
приемов

В течение
учебного года
согласно
графику

Специалисты,
учителя

Беседы с
родителями
(законными

26

коррекционного
обучения ребѐнка
с ограниченными
возможностями
здоровья

представителями
)

Оказание помощи
в виде
рекомендаций
обучающимся с
ОВЗ по
проблемам в
обучении и
поведении

Консультации

консультаций

обучающихся

В течение года

Специалисты,
учителя

Информационно-просветительское направление
Организация
информационнопросветительской
деятельности по
вопросам
образования со всеми
участниками
образовательного
процесса

Тематические
выступления для
педагогов,
родителей
(законных
представителей),
обучающихся

Беседы,
тематические

В течение
учебного года
по запросам

Специалисты,
учителя

выступления на
родительских
собраниях, МО,
сайт, печатные
материалы

Приложение 2.
Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности на 2017-2022 учебный год
План внеурочной деятельности разработан на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- для обучающихся 5-9 классов по АООП ООО для обучающихся с ОВЗ на основе нормативно
правовых документов, указанных в АООП ООО для обучающихся с ЗПР,ТНР, нарушением
когнитивных функций. План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения АООП основного общего образования и обеспечивает
реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов
обучающихся, их родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 5-9 классов организуется в объеме до 10 часов в
неделю по следующим направлениям:





спортивно-оздоровительное



общекультурное



общеинтеллектуальное
27





духовно-нравственное



социальное.

План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО для обучающихся с ЗПР
соответствуют ООП ООО школы.
Для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС ООО обязательной частью внеурочной
деятельности является коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП ООО,
обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на
коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную
деятельность. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе
рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционноразвивающую область,
ООП ООО определяет Школа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область (до
10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения.
План внеурочной деятельности в 5-9 классах АООП обучающихся с ОВЗ 2017-2022 учебный год
Направления
внеурочной
деятельности*

Формы

Название

организации

Коррекционноразвивающая область Индивидуальные
(ОВЗ) (не более 5ч)
занятия
Индивидуальные
занятия

Коррекционно развивающие занятия с
психологом
Логопедические
коррекционноразвивающие
занятия

* План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО ОВЗ
соответствуют ООП ООО и учебному плану школы.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».